Мир Моды Дети и стиль Влияние музыки на всестороннее развитие детей

Влияние музыки на всестороннее развитие детей



Говоря о пользе музыкальных произведений, подразумевают именно классические мелодии. Ведь, как утверждают исследователи, психологи и музыковеды, классика оказывает особое влияние на психику и здоровье человека, на его развитие.

Классика для самых маленьких

Особенно полезна классическая музыка для маленьких детей. Однако и здесь важно правильно подобрать репертуар. Так, мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта, Листа успокаивают и заинтересовывают малыша. А вот органная музыка Баха считается слишком тяжелой для детского восприятия, малыши чувствуют тревогу, прослушивая мелодии этого великого композитора.

В целом регулярное прослушивание классических мелодий детьми:

  • положительно влияет на развитие мозговой деятельности;
  • улучшает восприятие нового материала;
  • стимулирует память;
  • нормализует эмоциональное состояние крохи (снимает тревожность, успокаивает, уменьшает неуверенность в себе);
  • развивает творческое и логическое мышление;
  • формирует коммуникабельные навыки;
  • воспитывает силу воли, целеустремленность, терпеливость, усидчивость, любовь к труду;
  • помогает побороть психические, двигательные и речевые расстройства.

Существует 3 неопровержимых факта, доказывающих пользу музыки.

  1. Музыка оказывает благотворное влияние на все участки головного мозга. Классические мелодии хороши тем, что в одночасье активизируют мозговые участки, которые отвечают за речь и эмоции ребенка, его физическое, социальное и умственное развитие.
  2. Гармония души и тела. Прослушивание классических произведений благотворно влияет на духовный мир человека, превозносит его эмоциональное и интеллектуальное начала, улучшает физическое состояние, причем происходит все это одновременно. Тот, кто хоть единожды внимательно слушал классику, наверняка ощущал это невероятное чувство, когда внутри тебя происходит что-то необъяснимое, ликует душа, перехватывает дух… Для растущего организма эти ощущения необходимы, как воздух и вода.
  3. Пение – прекрасный способ установить крепкую психологическую связь между ребенком и родителем. Когда родители поют своему малышу колыбельные, он учится любить, понимать эмоции и настроение, распознавать интонации.

Стоит также учитывать, что музыка больше принесет пользы, если ее прослушивание будет добровольным. Не нужно заставлять ребенка слушать мелодии мировых классиков! Ненавязчиво включайте мелодии во время ежедневных игр, сна, отдыха. Выбирайте разный репертуар и обязательно обращайте внимание на реакцию ребенка: если мелодия ему не нравится, не включайте ее больше. А вот музыку, которая пришлась ребенку по душе, обязательно добавьте в плейлист и используйте с удовольствием.

Как классическая музыка влияет на здоровье детей?

Отдельно хочется затронуть тему влияния классических мелодий на здоровье ребенка. Существует такое понятие, как музыкотерапия. Ученые доказали, что музыка способна излечить человека от многих заболеваний. Под музыкотерапией понимают метод, в котором музыка используется, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения двигательных и речевых расстройств, страхов, поведенческих отклонений и т.д. А ведь на сегодняшний день детей с подобными проблемами очень много, и виной всему темп современной жизни, за которым взрослые пытаются угнаться, забывая о самом дорогом – о своих детях. Часто свою любовь и заботу родители заменяют компьютерами, планшетами и телефонами. Вследствие этого дети становятся малообщительными, замкнутыми, появляются проблемы с поведением. Одним из лучших методов решения этой проблемы и является музыкотерапия, где музыка – бесценный помощник.

Музыкотерапия состоит из совокупности методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы ребенка, а также из практических упражнений и занятий, которые способны нормализовать психическое состояние детей. Правильно подобранная музыка способна снять усталость, сконцентрировать внимание, расслабить и раскрепостить, взбодрить и улучшить настроение. При этом используется не только прослушивание музыки, но и пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, театрализация и пр. С помощью музыки дети с различными проблемами (слабовидящие, с ДЦП, задержкой психического развития и т.д.) учатся понимать чувства и различать настроения, которые передает мелодия. Именно это позволяет сформировать чувственный контакт с окружающим миром и, как следствие, психоэмоциональная сфера детей меняется в корне, причем в лучшую сторону.

Как музыка влияет на интеллект?

Головной мозг в первые пять лет жизни ребенка развивается огромными темпами, впитывая всю окружающую информацию. Занимаясь со своим ребенком, обеспечивая разнообразие стимулов, родители закладывают фундамент будущей личности.

Великий математик Лейбниц говорил: «Музыка — это арифметическое упражнение души».

Влияет ли классическая музыка на развитие личности ребенка?

Классическая музыка оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Если говорить о личности ребенка, то мелодии классиков позволяют:

  • воспитать музыкальный вкус;
  • привить эмоциональную отзывчивость;
  • привить любовь к физическим упражнениям, если они проводятся под музыкальное сопровождение, а ритмика в свою очередь позволяет улучшить осанку ребенка, координацию и четкость его движений и ходьбы;
  • укрепить голосовые связки, развить речь и правильное дыхание на занятиях пением;
  • развить внимание, быстроту реакций, организованность, мелкую моторику на занятиях с игры на музыкальных инструментах;
  • расширить кругозор при прослушивании музыкальных аудиосказок;
  • уравновесить внутренний мир ребенка, унять вспыльчивость, агрессию;
  • развить коммуникабельность ребенка, улучшить настроение, снизить страх знакомства с новыми людьми;
  • воспитать целеустремленность, дисциплинированность, ответственность.

Более того, дети, которые регулярно посещают музыкальные кружки, учатся пению и игре на музыкальных инструментах, реже попадают в «плохие» компании, поскольку музыка отвлекает от опасных увлечений и дает детям правильное позитивное направление в жизни.

Влияние музыки:

  • Способствует формированию нейронных связей, а именно от их количества зависят все умственные способности. Прослушивание музыки стимулирует сообщение между правым и левым полушариями мозга, его различными отделами, ускоряет обработку информации.
  • Помогает в изучении точных наук, стимулирует развитие математических способностей. В древней Греции музыка считалась, собственно, частью математической науки. Все дело здесь в ритме и скорости музыки, эти параметры помогают ребенку научиться ориентироваться во времени, точнее оценивать различные временные отрезки.
  • Стимулирует развитие речи. Это влияние осуществляется двумя путями. Первый, непосредственный, — это пение. Подпевая любимым песням, ребенок тренирует артикуляцию и восприятие речи на слух, причем делает это с большим удовольствием, без принуждения. Известно много случаев, когда регулярное пение помогало избавиться от заикания и других дефектов речи. Второй путь — опосредованный. Звуки музыки стимулируют образование нейронных связей в участках мозга, которые отвечают за распознавание и построение речи.
  • Улучшает концентрацию внимания и кратковременную память, что положительно сказывается на любых занятиях. Кроме того, положительные эмоции, которые вызывает музыка, мотивируют и стимулируют ребенка, то есть он охотнее выполняет задания взрослого.
  • Активизирует развитие творческих способностей, причем даже тех, которые не связаны напрямую с музыкой. Прослушивание Эмоционально «богатой» музыки — классической, эстрадно-джазовых композиций пробуждает фантазию ребенка. Он начинает представлять чувства тех, кто написал мелодию, пытается понять, о чем она. Таким образом, музыка дает толчок к развитию образного и абстрактного мышления. Нередко дети после прослушивания музыки, которая впечатлила их и очень понравилась, пытаются изобразить на бумаге сюжет песни или настроение, которое вызвала мелодия.
  • Приобщает к миру музыкального искусства, обеспечивая эстетическое развитие ребенка. Занятия в детском саду, уроки музыки в школе ставят эстетическое развитие своей целью, однако ведущую роль здесь также играют родители. Ребенок перенимает у взрослых их музыкальные предпочтения, как и все остальные.

Малыш, который с дошкольного возраста посещает музыкальную школу, хор или танцевальную студию, детские музыкальные постановки в театре или концерты в филармонии, имеет гораздо больше возможностей для развития, чем тот, чье музыкальное образование заканчивается песенкой «Бип-бип твой сигналит джип».

Детские песни

Большую роль в становлении личности ребенка играют песни, написанные специально для юных меломанов. Как правило, это незамысловатые композиции с легко запоминающимся текстом, которые учитывают важность детского творчества и развития воображения. Слушая такие песни, малыш включается в процесс познания огромного мира музыки, включает фантазию и рисует различные образы. Очень часто родители даже совмещают детские сеансы музыкотерапии с занятиями по рисованию. Ребенок может выражать свои эмоции и мысли при прослушивании песен на бумаге с помощью красок.

Большой интерес у малышей вызывают аналоги взрослых мюзиклов — музыкальные сказки. Это могут быть как аудиозаписи, так и музыкальные мультфильмы, которые сегодня широко представлены в мировой киноколлекции. В легкой и доступной форме они повествуют о простых человеческих ценностях и жизненных мудростях, воспитывают в детях смелость, уважение к близким, справедливость и доброту. Малыши быстро запоминают песни из сказок, что способствует развитию памяти и речи.

Таким образом, музыка во многом помогает родителям в вопросах детского воспитания. К тому же, если начинать музыкотерапию в раннем возрасте, у ребенка обязательно проявятся творческие способности. И тогда перед родителями будут стоять уже другие вопросы, например, как выбрать музыкальный инструмент или научить малыша рисовать.

Анализ влияния занятий в музыкальной школе на успеваемость детей 4х классов в гимназии.

Мы провели интересное исследование в нашей гимназии, среди учащихся 4х классов, где провели небольшое анкетирование, обработали полученные данные и получили следующие результаты:

Таблица анализа оценок детей, дополнительно обучающихся в музыкальной школе

N Пол ребенка Инструмент оценка Родители Оценка математика Оценка

русский

Оценка

литература

Оценка иностранный язык
Всего 32

25%

1 Мальчик Нет 5 Да 5 4 5 5
2 Мальчик Фортепиано 3 Нет 4 4 5 5
3 Девочка Орган 5 Да 5 5 5 5
4 Девочка Орган 4 Да 5 4 5 5
5 Мальчик Скрипка 5 Да 4 4 5 4
6 Девочка Фортепиано 5 Да 5 5 5 5
7 Девочка Фортепиано 5 Нет 5 5 5 5
8 Девочка Орган 5 Нет 4 5 5 5
Всего 30

10%

1 Девочка Фортепиано 5 нет 5 5 5 5
2 Девочка Фортепиано 5 Нет 5 5 5 5
3 Мальчик Фортепиано 4 Нет 5 5 5 4
Всего 30

20%

1 Девочка Фортепиано 5 Да 5 4 5 5
2 Девочка Нет 5 Нет 5 5 5 5
3 Мальчик Аккордеон 5 Нет 5 4 4 5
4 Мальчик Нет 5 Нет 5 4 5 4
5 Девочка Фортепиано 5 Да 5 4 5 4
6 Девочка Фортепиано 4 Да 4 4 5 3
Всего30

16%

1 Мальчик Нет 4 Да 4 3 5 4
2 Мальчик Фортепиано 5 Да 3 3 4 5
3 Мальчик гитара 4 да 5 4 5 4
4 Девочка Нет 5 нет 5 5 5 5
5 Девочка фортепиано 5 нет 5 5 5 5

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

Все расчеты проведены по формуле пропорции.

В 4-х классах гимназии № 2 всего учится 122 ребенка (4А-32; 4Б-30; 4В-30; 4Г-30)

В 4х классах гимназии №2 в музыкальных школах учится 22 ребенка, что составляет 18% от общего числа детей, обучающихся в 4х классах. (122=100%, 22=х, х= (22*100):122, х=18%) далее эта формула будет использоваться для вычисления процентов других показателей.

Среди 22 учащихся в музыкальной школе 9 мальчиков и 13 девочек (что составило 41% и 59% соответственно), девочек на 10% обучающихся в музыкальной школе больше.

Из 22 детей 11 человек обучаются игре на фортепиано, что составило 50% (22=100%, 11=х, х=(11*100):22=50%), 3 ребенка обучаются игре на органе, что составляет 13,6%, на скрипке, гитаре, аккордеоне играют по 1 ребенку, что составляет по 4,6% на каждый из этих инструментов, 5 человек обучаются хоровому пению, сольфеджио, без приобретения навыков игре на музыкальных инструментах, что составляет 22,7 %. Больше всего детей обучаются игре на фортепиано.

У 11-ти учащихся кто-то один из родителей или оба тоже обучались в музыкальных школах, что составляет 50%, у остальных детей не было в семье родителей с музыкальным образованием.

Проведя анализ успеваемости детей по основным предметам в общеобразовательной школе (математика, русский язык, литература, иностранный язык), дополнительно обучающихся в музыкальной школе, мы получили результаты:

— 7 детей учатся на отлично (32%);

— 12 детей учатся на 4 и 5 (54%);

— 3 ребенка имеют 1 или 2 тройки по основным предметам (14%)

Можно сделать вывод, что дети дополнительно обучающиеся в музыкальной школе, а их 18% от общего числа учеников 4х классов в 86% учатся на отлично и хорошо. Самый популярный инструмент, среди учащихся фортепиано. Практически одинаковое количество девочек и мальчиков обучаются музыке. Музыкальное образование родителей не влияет на обучение детей в музыкальной школе (в 50% случаев у детей родители не имеют музыкального образования).

10 Заключение.

Учитывая вышеизложенное, не остается сомнений, что музыка и музыкальное образование положительно влияет на организм ребенка, начиная с внутриутробного развития и на протяжении всей жизни человека.

Мама как всегда права: пение, слушание разной музыки (особенно классической), занятие на инструменте, обучение музыкальной грамоте – все это только на пользу и развивает творческие способности. улучшает память, помогает в формирование речи, развивает письменные и математические способности, детям легче выучить иностранный язык, освоить родную речь, а также научиться читать быстрее. Время проведенное за музыкальным инструментом, слушание классической музыки, обучение музыкальной грамоте – это полезное время! Я обязательно поделюсь интересными фактами со своими друзьями, и буду с большим интересом относиться к занятиям в музыкальной школе.

Эффект Моцарта

В начале 1990-х годов проводилось много исследований, посвященных влиянию классических музыкальных произведений на развитие интеллекта. Появился термин – «эффект Моцарта», поскольку выяснилось, что музыка именно этого композитора значительно повышает интеллектуальные возможности человека.

Альфред Томатис доктор медицины, отоларинголог и изобретатель так охарактеризовал музыку композитора: «Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов».

Это объясняется тем, что частота смены ритма классической музыки совпадает с биоритмами нашей нервной системы, поэтому при ее прослушивании кора головного мозга активизируется. «А музыка Моцарта мобилизует все природные способности мозга человека», – считает Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США. Это подтверждается его исследованиями, проведенными в Калифорнийском университете. Сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI) показало, что любая музыка, даже классическая, активизирует участок мозга, отвечающего за слух и, иногда, за эмоции. При прослушивании музыки Моцарта на МРТ у испытуемых начинала «светиться» буквально вся кора головного мозга, в том числе, отвечающая за координацию движений, пространственное мышление, зрение и высшие процессы сознания.

Чем младше ребенок, тем сильнее на него оказывает влияние музыка Моцарта.

Композиции вроде До мажор Соната Рондо-Andante, Rondo in C Major, До мажор Соната Рондо-Allegro или LARGHETTO (Piano Concerto No26) помогают успокоиться плачущему новорожденному крохе, облегчает симптомы болезни, являются отличными колыбельными.
Детки постарше – активно играют, обучаются и лучше запоминают под музыку Cotillon, Allegro, Divertimento in B Flat, K. 15gg; Mozart-Piano Sonata no. 11 in A, K. 331, Mov. 3 (Turkish March); Eine Kleine Nachtmusik — 1st movement, Piano Sonata No.16 или Allegretto con Variation IV Clarinet Quintet.

Ирина, мама 6-месячной Полины: «Я начала включать дочке Моцарта, когда у нее начались сильные колики, примерно в 1,5 месяца. Эффект был потрясающий. Плачущая Полинка вдруг широко открыла глазки, слезки высохли и на протяжении всего прослушивания Турецкого Марша она даже не шевельнулась. Потом мы ввели в «ночной ритуал» кроме купания перед сном прослушивание колыбельных Моцарта. Сейчас она спит не просыпаясь всю ночь».

Какую музыку можно включать детям?

Любой музыкант скажет, что развивать музыкальный слух у ребенка нужно с помощью правильной музыки. От выбора музыкального материала зависит и направление развития личности малыша. Экспериментировать с некоторыми стилям и жанрами не стоит — никакой полезности от них ожидать не приходится. Другие же направления влияют на ребенка благотворно.

Не стоит включать малышу:

• Шумную и слишком громкую музыку. Чувствительные детские ушки очень остро реагируют на хаотичный хаус, агрессивный хэви-метал, жесткий гаражный рок и т. д. Такая музыка может вызвать у самых юных меломанов слезы и истерику, а у детей постарше — агрессию и переизбыток энергии. Психологи и вовсе не советуют взрослым включать своим малышам песни, в которых превалируют ударные инструменты.

• Песни с нецензурной лексикой. Тексты многих композиций содержат слова, которые даже взрослые стараются не употреблять в своей речи. Дети же скромностью не отличаются, поэтому повторить нецензурное выражение могут с совершенно невозмутимым лицом. Отучать их от дурной привычки будет очень сложно.

• Затянутые и слишком медленные композиции. Спокойная и легкая музыка — это хорошо, но в меру. Не стоит целыми днями крутить лирические баллады, нагоняющие тоску. Возможно, они нравятся взрослым, но детям все же необходима более динамичная и бодрящая музыка.

Влияние музыки на развитие ребенка - ребенок и визуализация нот

Ученые в попытках определить, как музыка влияет на развитие личности ребенка, пришли к следующим выводам:

 

    • Сеансы детской музыкотерапии следует проводить 2−3 раза в день по 20−30 минут каждый. Продолжительность можно увеличить, если малыш расположен к прослушиванию музыки.

 

    • Расслабляющие композиции ребенку лучше слушать после кормления, а динамичные и веселые — до.

 

    • Не нужно включать музыку громко — достаточно громкости спокойной разговорной речи.

 

    • Репертуар может быть широким и включать в себя детские, эстрадные, джазовые, народные песни и т. д.

 

    • Ребенка нужно обязательно приобщать к классической музыке — она является лучшим средством для музыкотерапии. Однако и здесь есть свои нюансы, которые необходимо учитывать при проведении «сеансов». Например, составлять репертуар исключительно из классики нельзя — важно соблюдать баланс между разными музыкальными направлениями.